• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотации курсов (2-й семестр)

Общий курс по философии

С него начинался весь наш проект. Мы хотели представить философию своим ученикам не только как историю мысли, но как совокупность мировоззренческих проблем, которые могут осмысляться рационально и теоретически. От большинства общефилософских курсов он отличается тем, что акцент в нем ставится не на изучение философии в её исторической перспективе, но использует в том числе и историко-философский материал для того, чтобы сориентировать ученика на проблемное мышление.  Помимо философских произведений курс также опирается на материалы массовой культуры: фильмы, сериалы, комиксы и многое другое.

  • Мы стремимся развить у учеников следующие компетенции:
  • Применение абстрактных категорий к конкретным явлениям
  • Навыки дискуссии: умение корректно аргументировать своё мнение, умение избегать уловок в споре.
  • Навыки работы со сложно структурированными текстами
  • Навыки «считывания» философских концепций с феноменов массовой культуры; 
  • мение проследить генеалогию той или иной идеи, так или иначе конструирующей нашу повседневность
  • И многое другое

Путями Средневековья

Средневековье — эпоха, которая в исторической памяти Европы обросла наибольшим количеством мифов. Мрачные Средние века начались с нашествия варваров, полны нищеты и грязи. Средние века — это засилье строгих священников и сословные ограничения, порочные папы римские и умирающие от чумы крестьяне. Наравне с этим образом у нас есть другой — образ прекрасного Средневековья, звучащий песнями трубадуров и звоном оружия на турнирах в честь прекрасных дам, Ричард Львиное сердце и веселые студенты. Историки давно пришли к выводу, что оба образа — поэтическая идеализация. Что же на самом деле оставило нам Средневековье?

Курс рассчитан на прямое знакомство с текстами и картинками, доставшимися нам от тысячелетней эпохи. Это — разрушение представлений, продиктованных модой, сериалами и приключенческими романами. Мы ждем всех, кому важно научиться критически оценивать информацию о прошлом, кому небезразлично буквальное содержание Средневековья и его присутствия в современной жизни.

Внимательно -- СКИФ!

В этом году мировому кинематографу исполняется 130 лет. Согласитесь, возраст почтенный. За этот срок кино успело пережить множество метаморфоз формы и жанра, но все так же воспринимается в массовой среде как некое особое незаменимое развлечение. В рамках курса «Внимательно – СКИФ (Смотрим Кино с Историческим Факультетом) мы будем смотреть на синематограф с принципиально другой точки зрения: не только рассмотрим историю кинематографии, выделив основные вехи ее развития, не только обратимся к биографиям личностей, локомотивом движущих этот вид искусства вперед, но и рассмотрим некоторые конкретные фильмы в рамках источниковедческого анализа, что позволит полнее и точнее понять и интерпретировать увиденное.

Философия культуры

В повседневной речи мы встречаемся с самыми разными выражениями, связанными с понятием культуры: «культурный человек», «парк культуры и отдыха», «культура народа»... Что это за культура, которая имеется в виду — это одно и тоже понятие или нет?

Ответить на вопрос, что такое культура, стремились самые разные мыслители и учёные, не только философы, но и социологи, этнологи, лингвисты, историки. Культура — она для всех одна, или их много и они все разные? Можно (и нужно) ли создать идеал культуры, к которому необходимо стремиться? Существуют ли вечные ценности, которые необходимо спасать в «тёмные времена»? А если маститые учёные вдруг отказались принимать участие в спасении, – что это значит?

Мы проследим историческое развитие гуманитарной мысли о культуре — начиная с появления этой темы в Античности и завершая XX веком. Какие особенности представлений о культуре в разные эпохи можно проследить в истории и обнаруживать в нашей жизни до сих пор? Это и будет основной вопрос нашего курса.

Сталинизм и повседневность

В рамках этого курса мы будем говорить об эпохе сталинизма, но не столько о датах и декретах, которые обычно преподаются при изучении этого периода, сколько о неразрывной связи новой политической власти и повседневной жизни. Курс начнется с небольшого введения в хронологию периода, а затем мы рассмотрим некоторые стороны жизни советского человека, тесно вплетенные в политическую ситуацию и друг в друга: коллективизацию и репрессии, борьбу за власть и последующую пропаганду, соцреализм и новый советский быт, сталинскую архитектуру и взаимоотношения власти и науки. Помимо дискуссий, в курсе будут предусмотрены фильмы, картинки и презентации.

Книга 2.0

В рамках данного курса мы будем говорить о книгах, точнее, о том, как книга существует в новом цифровом мире. Прослушав курс, школьники смогут ответить на вопросы: Как книга борется за время читателя, соревнуясь с гаджетами? Выживет ли бумажная книга? Что общего у музеев и книг? Почему электронная книга это шар?

Курс предполагает также практическую часть, в рамках которой школьникам будет предложен практикум по созданию электронных книг в различных форматах (по желанию слушателей).

Этот курс не только даст школьникам новые знания и навыки, но и поможет облегчить школьный портфель.

Введение в религиоведение

Курс рассчитан на абитуриентов факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, прежде всего на тех, кто интересуется религиоведением и историей религиозных идей. В рамках курса рассматриваются основы различных религиозных учений, их генезис, течения и отличия от других учений и верований. Цель курса – дать базовые представления о философской составляющей различных религиозных учений, показать отличия течений и особенностей культа одной и той же религии.

Мы уделим внимание не только мировым религиям, но и архаическим и этническим верованиям, проследим влияние, оказанное архаическими религиями на религиозные учения, существующие по сей день.