Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Под науч. редакцией: A. F. Filippov, N. Farkhatdinov.
Higher School of Economics, National Research University, 2020.
Вопросы философии (Российская Федерация). 2021. Т. 1. С. 55-65.
В кн.: New Trends in Slavic Studies - 2. М.: Издательская группа URSS, 2021. С. 421-426.
В докладе и презентации автор исследует онтологические стратегии метафизики Майстера Экхарта, восходившей к неоплатонизму и ареопагитическому корпусу, и двух школ индийской философской традиции: адвайта-веданты, восходящей к текстам Упанишад, и раннего буддизма (канон «Типитака» и учение Нагарджуны). Эта задача очень сложна, поскольку легко поддаться искушению некоей внешней схожести, что и делалось, начиная с теософов, уже много раз: Экхарта пытались представить то как индийского йога, то как дзен-буддиста, то как тайного антропософа или каббалиста и т. д. Автор абсолютно далек от подобных сюжетов. В докладе показано, что, наряду с различиями в антропологии, гносеологии и сотериологии христианской и индийской традиций, а также различиями между ведической традицией и буддизмом, мы можем обнаружить схожие стратегии онтологической негативности и мистического опыта: отрешенность от мира образов и форм как высшее благо; отказ ассоциировать себя с телесностью, чувствами, познавательными способностями и разумом; интериоризация интенциональности сознания и прекращение его репрезентативной функции… Практически все системы индийской философии были проектами освобождения, превращения человека из существа несвободного и страдающего в существо свободное и блаженное. Идея освобождения духа лежит и в основе христианского учения о спасении как оставлении грехов и страданий, как блаженном единении с Богом. Учение христианских мистиков-неоплатоников о сокрытости, непознаваемости и невыразимости Бога как Единого и Ничто, а также идея постижения Бога посредством предельного отрешения от тварного мира и собственного эго дает основания для таких сопоставлений.
Школа философии: Профессор