Руководитель школы — Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя — Пащенко Тарас Валерьевич
Заместитель руководителя по научной работе и международным связям —
Дроздова Дарья Николаевна
менеджер по работе с преподавателями — Захарова Наталия Владимировна
тел.: +7 (495) 772-95-90 *22685
105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Василенко Ю., Кауркин Р., Кочеров С.Н. и др.
СПб.: Алетейя, 2019.
In bk.: Philosophy of Logic and Mathematics. Proceedings of the 41st International Ludwig Wittgenstein Symposium. Vol. 27. Berlin; Boston: De Gruyter, 2019.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2018. No. 165.
Экскурсия была посвящена искусству античности. Про слепки с произведений Греции и Рима вышкинским философам рассказал сотрудник ГМИИ Андрей Владимирович Агафонов.
Коллекция слепков создавалась Иваном Владимировичем Цветаевым как просветительский проект при Московском Государственном Университете. Изначально музей, открытый в 1912 г., носил имя императора Александра III. После революции, в 20-е годы, музей утратил статус учебного, был выведен из-под подчинения МГУ и стал называться Государственным музеем изящных искусств (ГМИИ). В 1932 г. наименование вновь изменилось, и с присвоением имени А.С. Пушкина (1937) музей получил свое сегодняшнее название.
Тем не менее, авторский замысел – учебный музей – не был окончательно забыт и послужил поводом к организации Учебного художественного музея при РГГУ, который открылся весной 1997 г. и получил имя Ивана Владимировича Цветаева. Экспонаты этого отдела ГМИИ распределены по семи залам и представляют собой слепки и копии с памятников искусства древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения.
Древнейшим объектом первого зала, который осмотрели студенты Вышки, оказалась амфора эпохи так называемых темных веков (XI- VIII вв до н.э.). Этот период в искусстве называется геометрикой. Действительно, вазу многократно опоясывает геометрический орнамент. На основном поясе различимы солярные знаки – свастики. Любопытно, что и в более поздний период интерес к этой символике сохраняется: ваза, созданная намного позднее и уже не относящаяся к геометрике, также содержит солярные знаки, хотя неискушённый зритель имеет мало шансов обнаружить их. Изображение на амфоре запечатлело танец сестер-горгон, изгибы ног которых и отсылают к характерным солярным символам.
Следующий зал перенес нас в эпоху высокой классики: здесь можно увидеть слепки со скульптур диадумена и дорифора Поликтета. А.В. Агафонов рассказал про особую позу Дорифора – контрапост, создающую эффект покоя движущейся фигуры.
В последнем из посещенных залов студентов надолго задержали надписи на надгробии афинского юноши. После увлекательного упражнения в эпиграфике и изучения списка архонтов студентам удалось узнать, в каком возрасте и при каких обстоятельствах погиб юноша.
Текст: Анастасия Рейзман, 1-й курс ОП «Философия»
Школа философии: Доцент