• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство

Руководитель Порус Владимир Натанович

Заместитель руководителя Пащенко Тарас Валерьевич

Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна

Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна
+7 (495) 772-95-90 *22685

Книга
Демифологизация русской культуры. Философические эссе

Кантор В. К.

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019.

Статья
Философский статус "метафилософии науки"

Порус В. Н.

Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 2. С. 134-150.

Глава в книге
Theater, World History, and Mythology: Theatrical Metaphors in Schelling’s Philosophy

Rezvykh P. V.

In bk.: Theater as Metaphor / E. Penskaya, J. Küpper (eds.). Berlin: De Gruyter, 2019. De Gruyter, 2019.

Препринт
In Search of the New European Past: Rewriting History in the First Person Singular

Zaretsky Y.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2019

Платон на ВДНХ: лекция Ольги Алиевой

22 января в Павильоне Книги на ВДНХ доцент школы философии Ольга Алиева прочитала открытую лекцию, посвященную диалогу "Филеб" и платоновской теории удовольствий.

Платоновская теория удовольствий, в рамках которой удовольствия могут быть «истинными» и «ошибочными», или «ложными», часто наталкивается на непонимание. Как и собеседники Сократа в диалоге «Филеб», мы исходим из того, что «ложным» может оказаться повод для радости, но никак не само это переживание.

Кроме того, если мы рассматриваем чувство радости или удовольствия как производные от неких происходящих в нас физических процессов, то говорить о «ложности» вообще не имеет смысла, так как нечто иррациональное по определению не поддается рациональной оценке, а тем более контролю: «кто любит дыню, а кто арбуз».

Подобные взгляды были известны в древности; распространены они и сегодня, а потому полемика Сократа и его собеседников в «Филебе» не лишена для нас интереса.

Платон показывает, что удовольствие, даже самое «органическое», имеет когнитивную составляющую, и потому может быть предметом как качественной, так и количественной оценки и в силу этого поддается контролю разума. Этот подход лежит в основе античной «терапии желаний»: философия оказывается не столько бесстрастным описанием того, как устроен мир, сколько путеводителем к счастливой жизни.