Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Сидорина Т. Ю., Глебов О. А., Сидельников И. А.
Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 433-444.
В кн.: Законность. Издательство Института Гайдара, 2021. С. 11-34.
Насколько религиозные догмы влияют на жизнь верующего? Об этом в программе «С христианской точки зрения» говорят православные религиовед Борис Кнорре и психолог Марина Филоник.
Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен вере и поведению, догматам и человеческим делам, тому, есть ли какие-то передаточные механизмы между религиозными убеждениями человека и тем, как он принимает решения, как он живет.
У нас в гостях двое православных – это историк и религиовед Борис Кнорре и психолог Марина Филоник.
Когда уже почти 30 лет назад готовились праздновать Крещение Руси, то празднование это обосновывалось академиком Лихачевым и другими великими, но тайными православными, в ЦК КПСС писались бумаги о том, что именно православие сформировало российскую культуру, российские традиции: Оптина пустынь, Достоевский, Толстой… Но прошло 30 лет, ЦК КПСС пошел на поводу у православных и заменил марксизм православием, но что-то не видно ни новых Львов Толстых, ни Достоевских, да и Оптина пустынь немножечко не та, какой была в конце XIX века, во всяком случае, преподобный Амвросий не налицо. И тогда спрашивается: вроде бы все сделано, как надо, церкви построили по утвержденным канонам, иконы пишутся только темперой, катехизис преподается, - почему результат не тот?
Борис Кнорре: Если говорить об Оптиной пустыни, в то время, когда формировался этот монастырь, его тоже не было так уж видно. Конечно, интеллигенция знала, но были определенные сложности с Синодом. А уж если вспомнить Серафима Саровского, какое было сопротивление тому, чтобы его канонизировать… Нужно, чтобы прошло время, чтобы сменилась парадигма и позиционирование православия. Может быть, вскроется как раз то, что не видно.
Полный текст на Радио Свобода
Школа философии: Доцент