• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Заместитель руководителя Пащенко Тарас Валерьевич
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Мероприятия
11 ноября – 17 ноября
Регистрация до 15 октября 2019 
Книга
Философская антропология Андрея Платонова

Неретина С. С., Никольский С. А., Порус В. Н.

М.: Институт философии РАН, 2019.

Статья
Reversal concept of truth in Plato

Gloukhov A.

ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 513-536.

Глава в книге
К понятию "цивилизационный проект" в контексте поздней глобализацции

Афанасов Н. Б.

В кн.: Вопросы социальной теории: Научный альманах. Т. XI: Пути цивилизационного развития. Перспективы для России.. М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2019. С. 28-40.

Препринт
Childhood in Medieval Autobiography

Zaretsky Y.

SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2019

Против Гегеля

24 марта на факультете гуманитарных наук прошла очередная встреча Философского дискуссионного клуба. Обсуждалась статья "Что такое диалектика?" критика метафизики и философа науки Карла Поппера.

Против Гегеля

Встреча началась с общего разбора эпистемологии и философии науки Карла Поппера, а далее по ходу встречи зачитывались отрывки из его статьи и обсуждались в контексте сравнения концепции Поппера и диалектики Гегеля.


В ходе обсуждения статья “Что такое диалектика?” рассматривалась в первую очередь как критика Поппером любого историцизма как системы, претендующей на окончательное объяснение мира и предсказание будущего. В качестве самой яркой такой системы, против которой в первую очередь направлена критика Поппера, была рассмотрена диалектика Гегеля, которая претендует на объяснение любого развития с точки зрения столкновения тезиса и антитезиса, и последующего их снятия в синтезе. Диалектике Поппер противопоставляет метод проб и ошибок, который является методом элиминации, в результате применения которого одна из теорий (теории у Поппера всегда остаются гипотезами, то есть не могут претендовать на окончательное объяснение), объявляется полностью неверной, и не может сохранить какие-то свои элементы, как это происходит в случае диалектического снятия.

Значительная часть дискуссии была повящена разбору диалектического метода и его абстрактности. Было выдвинуто мнение, согласно которому Поппер критикует не диалектику Гегеля, а то, как он себе ее представляет. Поппер демонизирует диалектику, потому что видит в ней причину многих серьезных заблуждений, диалектика, по его мнению, занижает ценность научной критики, при этом сам Поппер приходит к диалектичным выводам и рассуждает в рамках логики историцизма. Например, при критике диалектики он прослеживает ее историю и строит прямую связь между Гераклитом, Платоном, Гегелем и Марксом а также теми политическими событиями XX века, на которые философия Гегеля и марксизм так или иначе повлияли. Также участники обсудили вопрос о том, не является ли подход Поппера слишком авторитарным, и что лучше, авторитарный метод, который полностью элиминирует какие-то теории, или слишком абстрактный метод, который открыт для множества трактовок, в том числе спекулятивных.


За одну встречу не удалось закончить обсуждение статьи Карла Поппера, так что в одна из ближайших встреч будет посвящена второй части статьи. С полной записью встречи можно ознакомиться по ссылке.


Информацию о предыдущих и предстоящих встречах ФДК можно найти по ссылкам:VK, Facebook