Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Russian Sociological Review. 2022. Vol. 21. No. 4. P. 57-81.
В кн.: Законность. Издательство Института Гайдара, 2021. С. 11-34.
"Понятие научной революции получило особую популярность после выхода в 1962 году знаменитой книги Томаса Куна «Структура научных революций», поэтому понятие научной революции часто связывают с его именем, однако сам термин существовал задолго до него. Подробная история развития представлений о научных революциях описана у И. Бернарда Коэна в книге «Революция в науке» (1985). Важно, однако, что чуть раньше Куна получило распространение представление о «Научной революции», с большой буквы, как об историческом процессе, в ходе которого в Европе XVII века появилась классическая физика, физика Галилея и Ньютона.
«Научной революцией» этот исторический период называют потому, что в ходе осуществившейся тогда трансформации знания не только возник новый тип естествознания, но изменилось само представление человека о мире. Мир перестали понимать как космос Аристотеля и Птолемея, замкнутый и сферический. На смену этому представлению пришла идея бесконечного космоса, в котором существует множество звезд и других миров, который не ограничен в пространстве и устроен совершенно по другим принципам, нежели космос Аристотеля. То есть мир стал представляться не как упорядоченное единство физических и духовных субстанций, а как система механически взаимодействующих частей, связанных при помощи различных механических сил.
Таким образом, уже до Томаса Куна возникло представление о существовании вполне определенной «Научной революции», которая в дальнейшем стала рассматриваться как образец и модель для интерпретации всех остальных. Естественно, возникает вопрос, который, в частности, интересовал Койре: было ли событие в Европе XVII века особым и уникальным или же существовали и другие моменты, достойные имени «Научная революция», когда вместе с изменением научной теории радикально менялись наши представления о мире и самой науке (какие цели она ставит, чего хочет достичь, какими идеалами вдохновляется, что является признаком хорошего научного исследования и так далее)?"
Полный текст на портале ПостНаука