• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Винкельман Анна Михайловна
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Книга
Возникновение секулярного. Христианство, ислам, модерность

Под науч. редакцией: В. В. Золотухин

Новое литературное обозрение, 2020.

Статья
Вокруг Франка: контекст в исследованиях по истории русской мысли

Павлов И. И.

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 220-229.

Глава в книге
Храм и митинг. Технологии уличных протестов на примере Екатеринбурга

Матвейчев О. А.

В кн.: Тетради русской экспертной школы. Вып. 5. М.: Русская экспертная школа, 2020. С. 34-50.

Препринт
Childhood in Medieval Autobiography

Zaretsky Y.

SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2019

Борис Кнорре: «Такое ощущение, что эти люди радеют не об истинах веры, а рвутся навязать свои услуги ФСБ»

Борис Кнорре прокомментировал для Центра «Сова» проведение антиэкуменического крестного хода в Липецке

Борис Кнорре: «Такое ощущение, что эти люди радеют не об истинах веры, а рвутся навязать свои услуги ФСБ»

"Протесты против встречи патриарха Кирилла с папой продолжаются с февраля — они начались, как только стало известно, что встреча состоится. Причем если посмотреть на людей, которые участвуют во всех этих крестных ходах, то они принадлежат к той категории, которая обычно неспособна самоорганизоваться на протест, на отстаивание каких-либо своих прав или представлений о справедливости. Как бы несправедливо по отношению к ним ни поступали, они вряд ли выйдут протестовать. Поэтому, очевидно, среди них есть лидеры, которые их всех мобилизуют, и я не готов сказать, только ли это священники или кто-либо еще.

Не секрет, что костяк этого движения составляют люди, состоящие или так или иначе связанные с добровольцами из ДНР и ЛНР, одно из первых наиболее крупных совещаний — круглый стол «О проблемах РПЦ МП» — был организован в феврале силами известного E.N.O.T. Однако достаточно быстро в процесс активно включились именно священники. Хотелось бы понимать, кто подстегивает этих священников к публичной реакции, кто поддерживает, например, того же Алексея Мороза или Димитрия Ненарокова организационно. Что интересно, у нас ведь и со священниками можно делать все что угодно: можно их унижать, переводить с прихода на приход без всяких оснований, засылать в глушь за малейшую провинность, а можно и без всякой провинности, обложить поборами — никто ничего не скажет. И встреча патриарха с папой, как оказалось, чуть ли не единственный случай, когда священники готовы отстаивать свою позицию.

На первый взгляд может показаться, что в этой ситуации много схожего с 90-ми, когда и зарубежники, и многие консерваторы, принадлежавшие к Московской патриархии, часто критиковали священноначалие за экуменические контакты и разного рода «отступления от православия». Однако в те времена никогда не было никакой апелляции к спецслужбам, не было никаких разговоров об угрозе национальной, духовной или государственной безопасности. Наоборот, экуменистов упрекали в том, что они связаны с государственной политикой, с КГБ — с наследием советского прошлого. А сегодня эта апелляция сплошь и рядом.

Посмотрите, что говорят лидеры этого протеста, какова их риторика, говорящая сама за себя, например, конференция под названием «Религия и национальная безопасность» или околоцерковная группа под названием «Служба духовной безопасности», участвующая в подобного рода конференциях. Такое ощущение, что эти люди радеют не об истинах веры, а рвутся навязать свои услуги ФСБ, или даже более того — хотят заменить собою ФСБ, которую, вероятно, считают недостаточно компетентной в вопросе выявления «врагов» и проведении чисток. Забота о «чистоте православия», которую показывают герои антикатолического фронта, весьма созвучна с призывами к «чисткам», которые раздаются в радикальных политизированных кругах в светской среде, например, в НОД. Слава Богу, что эти антиэкуменические протестующие не имеют влияния на общество и не получают общественного одобрения. Ту атмосферу ненависти и подозрительности, которая могла бы вырасти из подобной риторики, даже сложно представить.

Видимо, традиционная установка православия на охранительство и редукционизм, отгораживание от всего мира, к сожалению, допускает возможность и такой причудливой мутации в сторону идеологии госбезопасности, причем отличающейся от государственной в сторону какого-то «черного мистицизма» и полной иррациональности. Апелляция к угрозе суверенитету России, разговоры о возможной потере самостоятельности, потере себя, поданные в церковной оболочке с примесью апокалиптики, — это какая-то принципиально новая религиозность, «компот» из самой невероятной конспирологии, идеологии НКВД, опрично-царебожнических идей и церковной фундаменталистско-милленаристской риторики."

Полный текст на сайте информационно-аналитического центра "Сова"