• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Винкельман Анна Михайловна
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Книга
Russian Sociological Review: Social Order and Art Sources of Imaginations

Под науч. редакцией: A. F. Filippov, N. Farkhatdinov.

Higher School of Economics, National Research University, 2020.

Статья
Психофизическая проблема у Декарта и его критики в современной концепции отелесненного познания

Князева Е. Н.

МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2020. Т. 10. С. 179-195.

Глава в книге
Institutioni Scholasticae Minime Accommodata: De Neufville and Clauberg on not Teaching Bacon

Heßbrüggen-Walter Stefan.

In bk.: History of Universities. Iss. XXXIII/2. Oxford: Oxford University Press, 2020. Ch. 2. P. 36-56.

Препринт
Abductive theory of meaning

Shumilina V.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2020

Опубликованы материалы круглого стола по трансцендентализму

В специальном выпуске электронного научного журнала Рацио.ru [Выпуск №16 (2016)] опубликованы материалы круглого стола по трансцендентализму VII Российского философского конгресса (г.Уфа, 9 октября 2015 г.), отв. редактор — к. филос. н. С.Л. Катречко

Опубликованы материалы круглого стола по трансцендентализму

Редактор - Амелина Яна

Полный текст на сайте Рацио.ru

Предисловие.
Во второй половине ХХ в. происходит второе (после неокантианства) открытие трансцендентализма Канта, прежде всего в рамках аналитической философской традиции. Речь идет о работах У. Селларса, Дж. Беннета, Г. Берда, Я. Хинтикки и др., однако решающую роль в этом «переоткрытии» сыграла книга П.Стросона «Границы смысла» (1966), в которой было представлено новое аналитическое прочтение кантовского трансцендентализма. Суть этого прочтения (интерпретации) заключалось в том, что Стросон отделил кантовский трансцендентальный идеализм от его трансцендентальной аргументации (англ. transcendental argument/s) и отнес последнюю к важным достижениям философской мысли и существенной составляющей философского метода вообще. Во многом благодаря Стросону трансцендентализм Канта стал рассматриваться не как метафизическая система, а как метод философского исследования: упомянем здесь влиятельную для англоязычного мира книгу Р. Уокера «Кант: аргументация философов» (1978), лейтмотивом которой выступает тезис о центральной роли трансцендентальной аргументации в философской концепции Канта. Однако Стросон не сумел преодолеть феноменалистское прочтение кантовской метафизики и связанную с этим теорию «двух миров/аспектов», идущее еще от первой, геттингенской рецензии Гарве—Федера, которая сближает трансцендентализм Канта с феноменализмом Беркли. Следующий шаг в осмыслении кантовского трансцендентализма, который даже называют «третьей волной» (К. Америкс), был сделан в конце ХХ в. и связан с «революционным», или эпистемологическим, прочтением Канта. В рамках этого прочтения была сформулирована альтернативная онтологической теории «двух миров/объектов» эпистемологическая интерпретация «двух аспектов». Начало этому прочтению а, а своей кульминации она достигла в работах Г. Эллисона. И хотя теория «двух аспектов» подверглась серьезной критике (основным оппонентом здесь выступает П. Гайер), однако он закрепил кантовским трансцендентализмом статус эпистемологической концепции, важной составной частью которой является «открытая» Стросоном трансцендентальная аргументация. Более того, в начале XXI в. эпистемологический подход получает новый импульс развития в рамках когнитивно-семантического прочтения кантовской «Критики чистого разума», где кантовский трансцендентализм (resp. «коперниканский переворот») рассматривается в свете решения основополагающей семантической проблемы о соотнесении наших [субъективных] представлений и [объективно существующих] предметов, которую в своих Пролегоменах Кант именует «главным трансцендентальным вопросом». Именно поэтому трансцендентализм Канта, в выделенном выше ряду (феноменалистское—неокантианское—аналитическое—эпистемологическое—когнитивно-семантическое) прочтений представляет особый интерес для развития современной рациональной философии и теории рассуждений, а представленные ниже результаты работы круглого стола «Возможна ли современная трансцендентальная философия?» (9 октября 2015г.) являются одним из первых шагов по развитию эпистемологической интерпретации трансцендентализма Канта в современном российском кантоведении.

Катречко С.Л.