27 апреля в рамках конференции "Способы мысли, пути говорения" состоится круглый стол, посвященный политической философии Мартина Хайдеггера. Участники (предварительный состав): Алексей Глухов (НИУ ВШЭ), Александр Михайловский (НИУ ВШЭ), Анна Ямпольская (РГГУ), Игорь Михайлов (ИФ РАН)
Заявки на участие просьба высылать на адрес Оргкомитета конференцииМодератор:
Александр Михайловский (НИУ ВШЭ)Дата: 27 апреля 2016. Время (ориентировочно): с 13:00 до 17:00. Аудитория будет уточнена позже.
Вышедшие за последние 15 лет тома Полного собрания сочинений Мартина Хайдеггера – достаточно назвать лекционный курс 1933-34 г. «О существе истины», том заметок «Об Эрнсте Юнгере», речи и выступления ректорского периода, внепланово, почти пиратски, опубликованные «политические» семинары 1933-35 гг., наконец, записные книжки под названием «Черные тетради», которые Хайдеггер вел с 1931 г. – серьезно изменили устоявшееся представление о чистом философе, который в 1933-34 гг. пережил кризис, увлекшись идеологией национал-социализма. Утверждать сегодня, что только политическая неудача Хайдеггера на посту ректора Фрайбургского университета повлияла на содержание и дальнейшую направленность его философии, или считать вместе с В.В. Бибихиным, крупнейшим русским переводчиком и толкователем Хайдеггера, что мысль немецкого мыслителя изначально шла вразрез с активизмом «движения», означает не принимать во внимание исходный политический смысл ключевых понятий этого периода – «Arbeit» (работа), «власть» (Macht), «Herrschaft» (господство), «жизненное пространство» (Lebensraum), «легитимация бытия» (Ermächtigung des Seins), «человеческо-историческое здесь-бытие народа» и др. Замысел круглого стола заключается в том, чтобы поставить и попытаться ответить на ряд специальных и общих вопросов: в каком смысле можно говорить о хайдеггеровской «политике бытия»? каково значение этой политической лексики в контексте политической мысли Веймарской республики? как связано ее появление у Хайдеггера с переходом от «аналитики Dasein» к бытийно-историческому мышлению? как можно определить философскую претензию Хайдеггера в отношении «немецкой революции»? и, наконец, каково значение «дела Хайдеггера» в целом для прояснения запутанных отношений между философией и политикой, а также для решения наиболее важных философских проблем?