• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты
Руководство
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Винкельман Анна Михайловна
Заместитель руководителя Винкельман Анна Михайловна
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Книга
Законность

Шапиро С.

Издательство Института Гайдара, 2021.

Глава в книге
Смысл и значение «Законности» в теории права

Коваль С. В., Павлов А. В.

В кн.: Законность. Издательство Института Гайдара, 2021. С. 11-34.

Препринт
Abductive theory of meaning

Shumilina V.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2020

Опубликованы рецензии на книгу профессора Ольги Жуковой "Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России"

В журналах "Вопросы философии" и "Социологическое обозрение" опубликованы рецензии на книгу профессора Ольги Жуковой "Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России".
В 11-м номере журнала «Вопросы философии» и в 3-м номере «Социологического обозрения» за 2015 год вышли рецензии на фундаментальное исследование профессора школы философии О. А. Жуковой «Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России» (М., 2014). Монография опубликована  в серии «Академическая библиотека российской культурологии. Избранные работы по философии культуры».

Из рецензии Алексея Кара-Мурзы (Социологическое обозрение):

Постулируемое многими авторами положение о якобы невозможности построения европейского модерна в доминантных условиях религиозности русской культуры автор не разделяет. Жукова говорит о серьезных проблемах и противоречиях, но не об обреченности проекта европеизации России. Напротив, возможность успеха на пути к «Русской Европе» исследовательница связывает именно с трансляцией ценностей модерна через великие образцы русской классической культуры с ее осуществленным синтезом идей свободы и религиозной метафизики личности как субъекта духовного творчества. Собственно, данной проблеме посвящена первая часть первого раздела монографии «Русская культура в философско-культурологическом измерении», в которой автор анализирует истоки отечественной истории и выявляет специфику ее культурообразующей духовной традиции. Позиция Жуковой состоит в том, что линия богословской и философской рефлексии важна в западноевропейской средневековой традиции, в то время как в древнерусской культуре она выражена не столь очевидно. Без подобной рациональной (пусть даже на теологической основе) интеллектуальной традиции процесс переосмысления социального опыта значительно затрудняется. 
Автор приходит к выводу, что традиция без критической процедуры самопознания неизбежно рутинизируется и начинает подменять собой социальный и политический порядок, отождествляясь с ним. Здесь-то и происходит превращение метафизических ценностей в инструментальные, а инструментальных в метафизические, старый порядок воспринимается как «неконвертируемое» прошлое.



Из рецензии Н.А. Хренова (Вопросы философии):

Можно даже утверждать, что, пожалуй, впервые в отечественной научной литературе взаимосвязь между исторической Россией и Россией современной не только прослеживается, но  и выявляется через сложную процедуру рефлексии философско-культурологического типа, “предметом которой является преемственность, переосмысление и интериоризация интеллектуально-творческого опыта социально-исторической общности, объединенной солидарной историей русской государственности и культуры” (с.10). Автор исходит из того, что философская рефлексия культурно-исторического наследия России важна для обеспечения преемственности исторического опыта, который должен послужить основанием процесса культурной самоидентификации как отдельного человека, так и общества. 
Отмечая современную ситуацию постмодерна, в которой национальные государства и национальные культуры “продолжают бороться за историю”, О.А. Жукова ставит ряд значимых и актуальных вопросов. Например, такой вопрос: насколько адекватны представления национальных культур о себе, а обществ – о своем прошлом и об отношении к нему? Очевидно что этот вопрос звучит провокационно. В связи с этим можно спросить: не является ли обращение к исторической традиции, в которой черпаются смыслы и идеалы, наследуются духовные, культурные, политические практики, попыткой архаизации и рутинизации современности?