• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Заместитель руководителя Пащенко Тарас Валерьевич
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Мероприятия
17 сентября – 18 сентября
Тезисы принимаются до 15 мая 
2 октября – 4 октября
Глава в книге
The Political Philosophy of Russian Liberalism

Kara-Murza A., Zhukova O.

In bk.: Dimensions and Challenges of Russian Liberalism: Historical Drama and New Prospects. Vol. 8. Cham: Springer, 2019. P. 3-14.

Препринт
Childhood in Medieval Autobiography

Zaretsky Y.

SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2019

О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?

11-13 декабря состоялась международная конференция «О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии», посвященная месту фотообраза в нашем современном мышлении и в нашем отношении к истории.

Конференция собрала специалистов  в разных областях – культурологов, историков и историков фотографии, философов и  искусствоведов, что позволило заново повернуться  к конкретному, непосредственному  фотоматериалу, обнаруживая в нем скрытые возможности нашей речи и нашего языка.

Как эта речь провоцируется фотографией, каков диапазон скрытых возможностей языка пробуждаемых фотографией и, главное, как взаимосвязаны язык и фотообраз внутри нашего взгляда, рассматривающего фотографию, как в свою очередь, образ зависит от языка? Вдоль каких линий организуется наше «видение» фотографий – как выстраивается эта историческая  или камерная драматургия, вписывающаяся в другие оптики, другие видения, в которых фотография выступает всего лишь проявочным слоем? Или наоборот, оказывается той слепой точкой, где все уже сложившиеся, устоявшиеся видения разом сталкиваются и ломаются?  Именно подобный разговор, скрещивающий между собой самые различные мнения о природе фотографии, исследующий  фотографию с самых различных позиций, позволил уйти  участникам конференции от таких формальных противопоставлений как «теория фотографии» и «историческая фотография», «фотография как документ» и «фотография как искусство». И поэтому, неслучайно, одним из центров дискуссии стало осмысления того, что же фотография отображает?  Фотография войны и катастрофы, равно как и камерная, семейная, свадебная, «селфи». Коренится ли  рамка фотографии в той семантике повседневного, которую фотография только и выявляет, или фотография это своего рода инструмент исследования и одновременно трансформации и порождения реальности, истории.  И, в этом случае, – как далеко оно может простираться, и могут ли его перехватить как метод социология и антропология? Как многократно отмечалось, производство фотографического опыта ставит под вопрос сложившиеся теоретические схемы отношения человека с миром, с «реальностью», заимствованные,в том  числе, из философии, и именно это продолжающееся переосмысление языка благодаря фотографии или через фотографию и стало одним из центров обсуждения, продолжавшегося на протяжении трех дней.  Цепочка «ложь-подделка-иллюзия-реальность» возвращалась в дискуссиях снова и снова.

Начало этой дискуссии было положено выступлениями в секции «Теория  и фотография», где сразу же в докладе Эндрю Хааса ВШЭ «Четыре тезиса о фотографии» были продемонстрированы границы традиционного философского, в том числе, феноменологического языка в нашем разговоре  о фотографии. Фотография ускользает от оппозиции «бытия-небытия, приводя к своеобразным апориям, а не к теории.

Оксана Гавришина РГГУ в докладе «Прошлое фотографии»  используя подходы новой интеллектуальной истории ( в том числе, работы  Рейнхарта Козеллека и Ж. Диди-Юбермана) раскрыла возможности проблематизации понятий «прошлого» и «фотографии» при их столкновении».  Центральными здесь оказываются проблемы соотношение «контекста» и «текста» («закадровой реальности» и «изображения»), соотношение общего и конкретного, условия «реалистического» восприятия, роль материальности. Эти теоретические аспекты были раскрыты на примере конкретных фотографий, относящихся к XIX – нач. ХХ веков.

Илья Инишев ВШЭ в докладе «Готовы ли мы к перформативной теории фотографии?» остановился на тех онтологических и персептивных моментах современной действительности, которые радикально видоизменили само функционирования фотографии сегодня, проводя, тем самым, определенный водораздел между фотографией нынешней и фотографией предыдущей эпохи. Одним из центральных выступает здесь аргумент «зрения чувственного типа», развивавшийся в свое время Ж.Делезом.

Елена Петровская ИФРАН в докладе «Галлюцинаторная реальность» остановилась на особенностях восприятия стереофотографии и на том особом эффекте удовольствия, которое мы испытываем, рассматривая фотографии 3 D. Для проникновения в суть этого переживания, может быть использованы различные свидетельства о галлюцинаторной природе реальности –начиная с Канта и Спинозы, и завершая Делезом и литературными свидетельствами эпохи, когда стереофотография только появилась и производила неизгладимый эффект. Возможно, что это переживание нас так захватывает, поскольку оно открывает доступ к тому, что Спиноза называл «необходимой связи вещей» в мире. Таким образом, эта оптика несет в себе нечто изначально сакральное, но подсмотернное.

Иниго Кабо Университет Бильбао – в докладе «Умирание и разрыв в артистических объектах. Смысл vs бессмылица» продемонстрировал свою собственною работу над фотографией как совокупность определенных артистических проектов, нацеленных на исследование ситуаций «правдивости» фотографии и «правдивости» жизни» .

Олег Аронсон ИФРАН в докладе «Фотоопыт войны» остановился на такой сложной теме, как места фотографии как документа в опыте Первой Мировой Войны. Действительно поразительным фактом является особое функционирование фотографии в этом экстремальном опыте, указывающее не на личность, а на безличное свидетельство, в каком-то смысле безразличное и к «жизни» и к «смерти». Фотография, в это  плане, оказывается свидетельством действительно новой войны, стирающей какую-то последнюю границу личной принадлежности и открывающей путь новому виду социального опыта и социального пространства ХХ века.

Дмитрий Новиков ВШЭ, рассказывая о фотоархиве С.Челнокова,  остановился на теме функционирования архива как предельном случае организации исторической памяти, ее ресурсе, связывающего нас с коллективным и индивидуальным опытом переживания, где фотографии принадлежит пограничная роль между практиками языка и событием.

Надежда Шереметова и Ольга Давыдова из Фотодепартамента Ст.Петербург в докладе Фотография: как придать форму современности остановились на работах фотографов пытавшихся различными эстетическими и риторическими приемами передать ситуацию на киевском Майдане. Вопрос, что является более выразительным в этой ситуации, неизбежно приводит к появлению призрака «черного квадрата» являющегося на этот раз уже как некая черная площадь – Black Square.

Стивен Хилгер Институт Пратта Нью-Йорк в докладе «Катастрофа и фотография» продемонстрировал достаточно условное отношение, существующее между изображением катастрофы и самой катастрофой, где фотографу принадлежит некая пограничная роль. Именно в ситуации войны поиск символа, способного передать реальность вдруг обнаруживает смерть и «руину» в самом мирном месте. Тема исчезающего, руины и смерти пересекает в фотографии тему катастрофы, задавая ее невидимый фон, уводящий за пределы различимого сознательным восприятием.

Марсель Ройес-Кортес Голдсмит Колледж в докладе «Фотография как метод социального исследования» на примере своих исследований в Мехико-Ситу продемонстрировал неожиданные   возможности исследования ритуальных практик, которые открываются при использовании фотографии в полевых исследованиях. 

Тема истории в фотографии и фотографии, как самого элемента истории была представлена в работе секций «Война и фотография», «Архив и фотография», «Неизвестные коллекции», где выступили Алексей Литвин Литвин А. «Горбачев-фонд»

Репортажная и бытовая фотография в России в годы Первой мировой войны. 1914-1918, Гонобоблева С.Л. архив Российской академии наук, СПб. Реставрация фотографии и фотография в реставрации,Михаил Сидлин. Школа фотографии им. Родченко

Домашний архив войны. Фотографии о первой мировой из семейных и частных коллекций, Беляева А. ГМИИ им. А.С. Пушкина "Врачи на фронтах русско-японской войны. На материалах фотоархива А.В. Живаго вКаск А., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Аксенов В.Б. МГТУ-МИРЭА  Визуальное мышление и практики визуализации: автоинтерпретация царской власти и ее интерпретация российским крестьянством в 1914-17 г.г., Исаев Е. Репрезентация Второй мировой войны в журнале Советское фото: фотодокументы как средство конструирования истории,тема новой материальности в фотографии была поднята в докладах Ольги Смитт Университет Берлина, Анны Котоминой доцент РГГУ, МГУ, Анны Петровой МУАР "Фотография в социальных сетях: визуальный язык или молчание."

Юлии ТерехинойВШЭ (Не)материальность фотографии: проницаемость границ. Социологический подход к функционированию фотографии был предложен в выступлениях Наталии Иконниковой, К.П ЛазебнойВШЭ Фотографирование как разговор. По материалам полевых исследований в Сочи,, проф. Е.Рождественской ВШЭ Свадебная фотосессия: документализм versus клише, О Логуновой ВШЭ Селфи как способ саморепезентации.,

В ходе конференции было сделано более тридцати докладов, подробная информация о которых в скором времени будет опубликована на видео портале гуманитарного факультета ВШЭ