• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство

Руководитель Порус Владимир Натанович

Заместитель руководителя Пащенко Тарас Валерьевич

Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна

Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна
+7 (495) 772-95-90 *22685

Мероприятия
17 сентября – 18 сентября
Тезисы принимаются до 15 мая 
2 октября – 4 октября
Статья
Sociology of Max Weber in the 21st Century: From Reception to Actualization

Filippov A. F., Farkhatdinov N.

Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. No. 2. P. 9-15.

Глава в книге
Iconic Revolution: The Asceticism of ‘Old Icons’ and the Avant-Garde
В печати

Levina T.

In bk.: What is to Be Done? Art Practice, Theory and Criticism in Russia during the Long Nineteenth Century. Berlin: Logos Verlag Berlin, 2019.

Препринт
Childhood in Medieval Autobiography

Zaretsky Y.

SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2019

Междисциплинарный семинар "Философия в современном университете"

14-15 июня в СПб филиале ВШЭ прошел междисциплинарный семинар "Философия в современном университете". В организации и работе семинара приняли активное участие представители факультета философии.

Видеозаписи выступлений участников семинара

Рогонян Г.С., доцент кафедры гуманитарных наук факультета социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург):

Я очень доволен прошедшим семинаром, и, очень надеюсь, что это была не последняя наша встреча, и что в дальнейшем, если все сложится хорошо, мы не только вновь встретимся, но к нам присоединятся и другие заинтересованные участники, причем, не только из нашего вуза. Чем больше будет таких встреч, во время которых мы можем обмениваться идеями, опытом преподавания, тем лучше будет качество того образования, которое мы предоставляем в Высшей школе экономики. Не говоря уже о том, что это дает нам возможность реализовать себя не только как преподавателей, но и как исследователей – ведь во время этих встреч участники могут общаться не только по поводу преподавания, но и по поводу текущей научно-исследовательской работы - как на любой другой научной конференции.

Мне, как преподавателю логики (помимо философии), был особенно интересен мастер-класс по данной дисциплине, который провела со студентами политологами 1 курса моя коллега Людмила Сидорова из нижегородского филиала НИУ ВШЭ. Можно сказать, что мне повезло в этом плане по сравнению с другими участниками семинара, поскольку я получил редкую возможность увидеть не только то, как работает моя коллега (и что, соответственно, я мог бы у нее позаимствовать), но и то, как реагируют студенты на сравнительно новый для них способ подачи уже знакомого им материала, как они сравнивают и оценивают методики обоих преподавателей. С другой стороны, интересно было наблюдать и реакцию моей коллеги на уровень и качество подготовки моих студентов, недавно прослушавших курс формальной логики. Думаю, независимо от той оценки, которую мы дали друг другу, эта встреча была полезна для всех – и мне, и коллеге из Нижнего Новгорода, и студентам.

Ощущение от второго дня работы семинара – нам не хватило времени... Такое впечатление, что мы не сказали всего, что хотели, не спросили обо всем, о чем хотелось спросить... Будто нам не хватило еще одно дня. Впрочем, не факт, что и его хватило бы. В основном, общей темой выступления всех участников семинара и их гостей была неудовлетворенность тем, как преподается философия в современных вузах, и вообще положением философии как дисциплины в российской системе образования. Нарекания касались, главным образом, требований и стандартов относительно структуры курсов по философии, их наполнения, методов контроля и оценки знаний студентов, качества учебной литературы и даже расположения в учебных планах факультетов. Относительно последнего момента участники отметили в качестве очевидно абсурдного и вопиющего факта то, что нередко для не-философских специальностей курс по философии приходится читать до или одновременно с курсом по логике, хотя последний, по общему признанию, должен предшествовать первому (подобно тому, как преподавание арифметики и таблицы умножения должно предшествовать преподаванию алгебры). Кроме того, почти все в один голос говорили о необходимости отказаться от преимущественно историко-философского подхода в преподавании вводного курса по философии для студентов не-философских специальностей. К сожалению, этот подход, так или иначе, доминирует сегодня в российских университетах, конкурируя, в основном, только с по-разному модифицированными или просто немного обновленными версиями исторического и диалектического материализма. В качестве возможных альтернатив нынешнему положению дел с преподаванием философии в российских вузах участники семинара ссылались, в основном, на англо-американскую и французскую модели преподавания философии. Причем, выяснилось, что проблемно методологический подход, который обычно ассоциируют с англофонными и скандинавскими странами, также широко применяется и в лицеях Франции (см. доклад А. Хитрова). В качестве одного из вариантов решения обозначенной выше проблемы и выхода из сложившейся ситуации был предложен проект нового учебника по философии, который объединял бы две доминирующие на сегодня точки зрения на то, чем является философия и как ее следует преподавать (см. доклад Д. Гаспарян). Предельно упрощая, это аналитическая и континентальная традиции философствования. Данная тема актуальна еще и потому, что многие преподаватели философии сегодня (в том числе и участники прошедшего семинара) не могут однозначно отнести себя к какой-то одной из этих двух традиций. Но на обсуждение хотя бы главных преимуществ и недостатков этих направлений в преподавании у нас, к сожалению, не хватило времени (см. доклады В. Горбатова и Г. Рогоняна). Другим чрезвычайно полезным и интересным событием семинара стал экскурс в наше недавнее прошлое – преподавание философии в советское время и вплоть до наших дней на материале официально утвержденных учебников по философии (некоторые до сих пор в ходу у преподавателей, см. доклад М. Демина). Это было тем более интересно, что некоторые из участников и гостей семинара на собственном опыте узнали обо всех особенностях такого преподавания философии, не говоря уже о том, что многие его характерные черты сохраняются до сих пор. Но, к сожалению, и на обсуждение этой темы у нас не хватило времени. Другие интересные доклады на семинаре касались использования элементов массовой культуры (см. доклад А. Павлова), а также информационных технологий в преподавании философии (см. доклад А. Поршнева). Оба доклада вызвали не менее оживленные споры, критику и встречные предложения, особенно со стороны гостей семинара, что и неудивительно, поскольку оба элемента преподавания имеют отношение не только к философии, но и к другим дисциплинам, которые преподают в вузах. Однако, пожалуй, наиболее горячие споры вызвал завершивший работу семинара круглый стол, посвященный проблеме легитимности философии как таковой в рамках современного университета - причем, следует подчеркнуть, именно российского университета (хотя проблема такой легитимации, так или иначе, затрагивает все университеты). Правильная постановка этого действительно актуального вопроса (см. доклад В. Куренного) позволила услышать самые разные прогнозы относительно такой легитимации и предложенные варианты ее осуществления – от умеренно оптимистичных до предельно пессимистичных. Были даже предложения перенести преподавание философии в старшие классы школы или свести ее до уровня факультативов. Намеренно избегая сползания в бесконечную и безнадежную дискуссию о сути философии, все участники, так или иначе, постоянно возвращались к проблеме профессиональной компетентности преподавателей философии и качества предоставляемого ими образования. Впрочем, увы, и здесь регламент мероприятия, которому участники семинара пытались строго следовать, оборвал оживленную дискуссию чуть ли не на самом интересном месте. Некоторые участники должны были успеть на поезд или самолет, чтобы вернуться домой, а общение оставшихся участников проходило уже вне рамок мероприятия.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что по заявленной тематике, по количеству поставленных проблем и точек зрения на их решение этот семинар в дальнейшем вполне мог бы претендовать на статус и масштабы научной конференции с большим количеством участников и времени.

Виктор Горбатов