• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подробнее о проекте

"Метафизический реализм: трансцендентное в современной философии"


Философская характеристика интеллектуального наследия ХХ-го столетия неизменно включает в себя значительное усилие по устранению проблематики трансцендентного из поля философских рефлексий. Под знаком этого усилия проходит масштабный проект переосмысления главных достижений классической метафизики: теории истины, теории рефлексии, обоснования реального и идеального, понимания природы этического, смысла политического и т.д.

Развитие подобного предприятия существенно усилило имманентистские тенденции в философии ХХ в., отныне тематизирующей трансцендентное в пределах критической интенции на устранение и «забвение». Между тем, в современной европейской философии наметились очевидные и плодотворные тенденции «возвращения к трансцендентному», которые, по мнению, создателей и разработчиков соответствующих теорий должны помочь по-новому взглянуть на диспозицию трансцендентного и имманентного, а также предложить оригинальные решения традиционных проблем классической метафизики.

Между тем, надо отметить, что современное состояние исследований по проблематике трансцендентного является не вполне удовлетворительным. Главная трудность заключается в недостаточной рефлексивности различных философских направлений. Следует признать, что ситуация в данной области исследований такова, что наряду с реализуемыми философскими задачами у ряда направлений и программ отсутствует мета-позиция, позволяющая проанализировать их собственные предпосылки и основы.

В ряде случаев философские теории реализуют проект ""возвращения к трансцендентному"" при этом слабо отдавая себе в этом отчет. Таким образом, можно говорить о не явном возобновлении трансцендентных основ, без достаточного профессионального самоотчета. В связи с этим представляется уместным провести работу анализа, а также систематизации и упорядочения реализуемых стратегий по возобновлению проблематики трансцендентного. При этом требуется прояснение значения понятия «трансцендентного» для различных философских контекстов, в силу его неоднозначной концептуальной нагруженности.

Обращение к трансцендентному должно позволить пересмотреть существующие на сегодняшний день способы аргументации, направленной на решение ключевых философских задач. Принимая во внимание тупиковость и непродуктивность определенных критических подходов, возобновление интереса к возрождению трансцендентного в наши дни становится все более востребованным. Новые и нетривиальные стратегии осмысления трансцендентного отчетливо и успешно реализуются в таких направлениях философской мысли как аналитическая философия (А. Плантинга, А. Майнонг, неофрегеанство, теория несуществующих объектов), феноменология (Дитрих фон Гильдебранд, Макс Шелер, Эдит Штайн) и др. Кроме того, активно тематизируется проблема трансцендентного в философии Л. Витгенштейна. Большой интерес в этой связи представляет этический поворот философии Л. Витгенштейна, сопоставляемый с этической программой И.Канта, Д. Юма и др. классических мыслителей.

Интерес ряда современных исследователей все больше смещается к реконструкции предельных оснований классических философских контекстов с точки зрения их явных или скрытых трансцендентных предпосылок. На этом пути важным и плодотворным представляются компаративистские методы изучения различных философских подходов к пониманию трансцендентного. Между тем, нельзя игнорировать позиции также и критически настроенных мыслителей, реализующих различного рода детрансцендирующие стратегии. Деконструкция трансцендентного остается важным культурным и философским мотивом значительного числа современных философских контекстов. В наибольшей степени заметно влияние французского постмодерна, в частности таких авторов, как Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, П. Вирильо и пр.).

Важно также отметить, что критическая линия понимания трансцендентного также претерпевает определенные изменения в части создания новых способов аргументации. Это позволяет говорить о существенном интересе к тематике трансцендентного, в том числе со стороны критически мыслящих исследователей. В связи с этим важно осмыслить наследие критической философии, направленной к идее деконструкции трансцендентного с позиций понимания того, что остается в ней актуальным, а что отходит на второй план в рамках современной философии и ее способах говорить о трансцендентном.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!