• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Доклад Александра Лимитовского о субъективной теории власти

Мероприятие завершено

21 января Александр Лимитовский выступит с докладом "Субъективистский подход к проблеме власти" (18:30, ауд. 415)

уществует какая-то, само собой возникающая,  привычка думать о власти как о направленном воздействии кого-то (назовем его субъектом власти) на некого более слабого второго (назовем его объектом власти). Это самая простая модель власти, она замкнута на себе и бинарна (здесь только два действующих лица). Оба участника процесса здесь целиком рациональны, а власть определяется через сопоставление этих участников (более сильного и более слабого) по одному элементарному показателю (это могут быть деньги, сила, знания, вооружение, голоса на выборах и т.д) - у кого его больше, тот и субъект. В качестве такого  примера власти было бы удобно привести схватку двух самцов носорогов за самку, в ходе которой более слабый носорог, получив от более сильного какое-то незначительное увечье, рационально отступает с поля боя.

Разумеется, эта модель - чистый самообман, хоть и является в некотором роде столь же чистой правдой. Правда заключается в том, что мы мыслим таким образом о власти, т.е. что эта модель имеет свой феноменологический смысл, она может служить для нас одним из способов ориентировки в ситуации и построении какой-то тактики взаимодействия с другими равноправными людьми. Однако очевидным минусом всякого такого рода подхода к данной проблеме является то обстоятельство, что из самой этой модели исключено все, что касается власти. Более того, сама эта модель оказывается элементом осуществления властных отношений, тем, что навязывается нам и блокирует понимание реального положения дел.

Настоящая модель власти не замкнута, и не формальна. Посредством чего осуществляется власть? Нам в первую очередь нужно обратить внимание на не замкнутость сверхценного параметра власти. Предполагаемый источник власти (деньги, авторитет, голоса избирателей) никогда не самодостаточен, он всегда апеллирует к некоторому третьему участнику (кого влюбляют или устрашают), который может оказать влияние на объект. Я должен обратиться к какой-то инстанции, которую признает принуждаемый, и тем самым оказаться с ним в общей среде, в логике которой я мог бы повелевать. Для того чтобы установить властные отношения между двумя субъектами, потребовалось бы привлечь третьего субъекта, перспектива взгляда которого охватывает участников властных отношений, и устанавливает их волю в порядковую иерархию по какому-то своему параметру. При том очевидно, что сами такие третьи лица являются ценными для субъекта власти лишь в той степени, в какой они значимы для объекта. Поэтому эти третьи лица не элементарны и в чистом виде никогда не даны. Это не живые люди, а это идея субъекта власти о том, что они могут оказать влияние на объект - Я знаю, угрожать от лица какой-то банды разумно, если объект, на которого Я направил свои усилия, боится таких бандитов. Разумеется, эти посредники власти, будучи исключительно элементом рефлексии о других людях, могут быть чистым вымыслом, или быть совершенно независимыми ни от кого, включая рефлексирующего: это может быть Человек, группа людей, нация, абстрактный принцип - главное, чтобы они были предположительно значимы для объекта (например, он может их бояться, или, наоборот, любить). Таким образом, власть осуществляется как мышление о том, кого подчиняют, одновременно с тем, через что подчиняют[1]. Власть работает через особенности мышления о третьих лицах и сверхценных ресурсах. Степень успеха подчиняющего зависит от синхронизации мышлений субъекта и объекта. То, насколько хорошо Я  отрефлексировал желания, стремления и страхи другого Человека, определяет степень моего влияния на него.

Кто есть тот, кто мыслит эту модель, и какое место он в ней занимает? Очевидно, это Я (ну или Читатель, чьи глаза сейчас пробегают это слово), т.е. какой-то Человек, действующий, мыслящий и творящий, предположительно обладающий нервной системой (ну мало ли, кто меня читает). Так же очевидно, что власть не следует из приказа (мало ли, кто и что мне приказывает), но следует из искреннего подчинения приказу. Поэтому единственным субъектом власти является не тот, кто подчиняет, а тот, кого подчиняют - он единственный, кто ее осуществляет, это его руки берут ружье по команде, это он приносит кофе, это он пишет ненавистные ему диктанты; словом, это его власть, и только он может совершить акт специальной рефлексии, власть есть объект его личного труда (потому другого Человека нельзя освободить - мне не принадлежит пространство его воли и его мысли). Вспомним так же, что для осуществления власти (в соответствии с нашей моделью) структура субъекта власти включает в себя ее объекта, а объект не существует без субъекта.  Разумеется, в нашей модели нет чистого субъекта и объекта, но отнюдь не потому, что никто конкретный не думает, а потому, что субъект и объект в своей сущности совпадают. Чтобы помыслить приказ, никогда не достаточно мыслить только с одной стороны. Подчиняясь воле начальника, Я должен не просто понимать, что он от меня хочет, Я должен предполагать, каково это - быть им;  противном случае Я бы не мог понять ни качества своей работы, ни способа ее выполнения (был бы как плохо известная боссу компьютерная программа - как и босс для меня). Подчиняясь, Я подчиняю сам себя, мысленно представляя себя на месте того, кто меня подчиняет.

Таким образом, мы получаем интересную картину. Получается, что власть осуществляется Человеком над самим собой. Это, по сути, означает, что Человек целенаправленно пытается сам себя ограничить, подавить свою волю и свое мышление. В силу ряда  особенностей нашего сознания, предполагающего исключение непосредственного процесса наблюдения из результатов этого наблюдения, мы этого увидеть зачастую  не можем, потому и оказываемся под влиянием сил, которыми оказываемся не в состоянии управлять. Нам кажется, что мы не можем увидеть собственный глаз, разве что его отражение в зеркале - не понимая при том, что мы видим только сам глаз, само зрение есть реакция глаза. Как Человек не понимает, что видит собственные глаза, он не понимает и того, что страдает по собственной воле. Не обладая возможностью увидеть себя, он изобретает псевдосубъектов (тех, кто "обладает" сверхценным ресурсом) власти, которым он непроизвольно передает власть над самим собой."

Две-главы (DOCX, 71 Кб) 

 (DOCX, 53 Кб) 



Дата: 21 января (вторник)
Время: 18:30-20:00
Аудитория: 415
Адрес: Старая Басманная, 21/4

Для студентов и работников ВШЭ вход свободный. Остальным необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также заранее (не позднее, чем за 1 день до мероприятия) заказать пропуск по e-mail: vic-gorbatov@yandex.ru